Цены на бензин в нашей стране неуклонно растут, и водители часто задаются вопросом, какое топливо лучше использовать для заправки автомобиля. Если десять лет назад все заливали 92-ой, а 95 считался дорогим и более качественным, то сейчас споры идут уже о 95 и 98. Имеет ли смысл переплачивать за более дорогой 98-ой? Ведь реклама называет это горючее топливом нового поколения, обладающим лучшими качествами, чем предыдущий 95.
При рассмотрении бензина стоит понимать, что не всегда высокой октановое число и стоимость говорят о качественности продукта. Многие наивно полагают, что двигатель с таким горючим будет лучше работать. Но в последнее время качество топлива зависит от множества факторов, не всегда касающихся указанных параметров.
Чем 98 отличается от 95 бензина
Более высокий номер или цена, вопреки распространенному мнению, не говорят о лучшем качестве топлива. Бензин АИ-98 имеет единственное основное отличие от 95-го: другое октановое число. Этот показатель характеризует способность топлива не воспламеняться при сжатии. Октановое число 98 бензина колеблется в пределах 12-14,5, а у 95 показатель равен 10-12, 5. Разница в том, что топливо с высшим значением отличается более медленным сгоранием. Но не каждому автомобилю это в плюс. Для машин с недостаточной для нового топлива производительностью 98 будет только во вред.
Если сравнивать 98 бензин с 95 маркой, то можно сделать вывод, что они не особо различаются. Явным отличием является завышенная цена первого вида. Поэтому многие задаются вопросом, какой бензин лучше 95 или 98.
Главное расхождение заключается в показателях октанового числа, так как именно он влияет на сжатие. 95 бензин обладает показателями от десяти до двенадцати с половиной единиц. А 98 марка имеет двенадцать-четырнадцать с половиной единиц. Двигатель ощутит эту разницу, так как разные марки имеют отличительные характеристики присадок и добавок, которые способствуют адаптации топлива под установку. Поэтому октановое число, конечно, имеет не последнее значение.
Многие автолюбители считают основным отличием мощность двигателя при использовании топлива с более высоким показателем октанового числа. Бензин аи 98 признан новейшим на рынке, он адаптирован для мощных автомобилей. В то время как 95 топливо обладает медленным сгоранием. При заливании в мощный двигатель 95 марки не сможет обеспечить должную работу. При смешивании двух марок могут возникнуть проблемы с системой подачи топлива.
Важный момент, что остальные качественные характеристики горючего не меняются в зависимости от номера. Да, для автомобильного мотора октановое число имеет значение, но обещание более высоких моющих свойств дорогого бензина не более чем маркетинговые уловки. Причем, не все АЗС гарантируют качество горючего. Обычно под видом 98 продают 95, а под видом 95 92 с различными присадками. Присадка – это препарат, который добавляется с целью улучшения свойств эксплуатации. Их добавляют к горючим смесям в процессе производства. АИ-95 и АИ-98 на ближайшей маленькой заправке легко могут оказаться одним и тем же 95. Но это не значит, что абсолютно все равно, что заливать.
Особенности производства 98 бензина
Октановое число 98 бензина позволяет ему дольше гореть, что способствует экономии. Бензин является легкой разновидностью нефтепродукта. Возгонка нефти приводит к получению горючего, которое впоследствии используется в автомобилях. 98 марка создается путем добавления кислородосодержащих элементов, что повышает уровень сгорания и его равномерность.
Некоторые водители пытаются самостоятельно повысить октановое число, разбавляя бензин спиртом. Это изменяет его калорийность и крайне нежелательно, потому как блок управления обычной машины плохо определяет содержание спирта в баке. Машины, хорошо потребляющие спиртовое топливо, изначально создаются с этим учетом и имеют высокую производительность двигателя, систему управления, способную определить топливо другой калорийности, широкий диапазон работы лямбда-сенсоров, позволяющих оценивать количество оставшегося топлива.
Когда имеет смысл залить 98 бензин
Двигатель внутреннего сгорания автомобиля работает по такому принципу: топливо — бензин, зажигаясь, сгорает в цилиндре и при этом высвобождает огромное количество энергии. 95-е и 98-е топливо отличаются разной скоростью сгорания. Это отличие влияет на работу двигателя.
Современные автомобили имеют систему зажигания, способную адаптироваться под разные виды топлива. Датчики детонации посылают информацию на блок управления, последний подстраивает работу под конкретный бензин, обеспечивается стабильная работа мотора и эффективное сгорание смеси. Но датчик детонации может отключаться при высоких оборотах двигателя, поскольку является звуковым, а на больших передачах внутренний шум возрастает.
Иногда случается такое, что автовладелец вынужден воспользоваться 98 топливом. Такое происходит из-за безысходности, но это может стать причиной неполадок с двигателем. Некоторые ошибочно считают, что Аи-98 лучше влияет на транспорт, повышая работоспособность, но оно предназначено для форсированных моделей, то есть при контакте со средним двигателем может произойти сбой. Машина не сможет работать с таким топливом долгое время. Поэтому нужно всегда полагаться на чувство меры. Заправлять автомобиль правильным горючим, которое подходит для двигателя. Прогрессивный вид топлива подходит только для машин с турбированными системами.
Какой бензин лучше?
Важное значение имеет технический паспорт конкретного транспортного средства. Если двигатель машины не предназначен под 98 бензин, он может просто не выдержать работы на нем. Клапаны будут постоянно раскаляться и со временем выгорят. АИ-98 предназначается для высокофорсированных моторов.
Заливать 98 бензин имеет смысл тогда, когда мотор транспортного средства имеет термостат, при этом двигатель регулярно нагружается после разогрева на холостом ходу, например, водитель живет в большом городе и часто попадает в пробки. Также вероятность детонации возрастает с повышением температуры окружающей среды, поэтому в жаркую погоду 98 бензин, имеющий более высокое октановое число, имеет смысл.
Особенности производства 98 бензина
Чтобы понять, в чем разница между этими двумя видами топлива, стоит разобрать в технологии производства горючего из нефти. Существует два основных способа:
- старый, основанный на прямой перегонке нефтепродуктов. Этот процесс напоминает производство самогона. Испаряются легкие фракции и образуется тяжелый конденсат. Этим способом можно получать бензин с октановым числом не выше 60-ти. Поэтому производители использовали различные присадки, и порой и ядовитые смеси, содержащие свинец. Но получить, например, 98 бензин таким способом все равно невозможно, и в данное время от него почти полностью отказались.
- современный способ заключается в использовании крекинга. Крекинг может быть термический и каталитический. В процессе разрывается углеродная связь, и образуются карбанионы, вместе с этим компоненты реакции дегидрируются, изомеризуются и полимеризуются. Этот способ сложнее предыдущего и позволяет получить больший объем продукта с более высоким качеством. Базовое топливо, полученное по этому методу, имеет 75-80 единиц и потому требует меньшего количества присадок.
Существует также способ каталитического риформинга, при котором удается получить базовый бензин с октановым числом 92, но он экономически невыгоден и в России не используется.
Основная методика, которую используют производители отечественного топлива – крекинг. Но даже при самом высоком уровне производства, с помощью этого способа максимум получится 85 октановых единиц. Остальное – присадки. То есть производство 95-го бензина практически не отличается от производства 98-го.
Чем больше октановое число, тем лучше, работает ли это на бензине
Октановое число не влияет на качество бензина. Оно лишь показывает устойчивость топлива к возможному воспламенению под давлением. Чем выше октановое число, тем более производительным должен быть двигатель. Большая часть машин отечественных марок, а также недорогие модели иностранного производства не имеют такой производительности форсунок, которая позволяла бы эффективно расходовать АИ-98.
В европейских странах большой популярностью пользуется бензин с показателем в 105-110 единиц. Такое топливо называется Е85, представляет собой сжатый газ и является более экологичным. Его преимущество в том, что на 85% это горючее является этиловым спиртом, способным быстро охлаждать клапаны и не смывающим топливную пленку. Но заливать такое топливо в бензобак обычной машины не стоит – неподготовленный мотор, скорее всего, такого «удара» не выдержит. Да и стоимость Е85 в нашей стране очень высокая. Таким образом, сказать, что чем лучше октановое число, тем лучше, нельзя.
Октановое число влияет детонационную устойчивость, то есть высокий показатель обеспечивает лучшее сжатие. Для автомобилей с мощными двигателями создали более стабильное горючее. Использование бензина с низким октановым числом, которое не подходит к тому или иному автомобилю, наносит непоправимый вред двигателю, а также делает расход больше. Некоторые считают, что для профилактики иногда стоит заправляться дорогостоящим бензином, но это ошибочное мнение. Октановое число в 98 марке говорит о медленном процессе горения. Если в машину, рассчитанную на Аи-95, заливают Аи-98, то есть вероятность взрыва в двигателе, увеличенного расхода и дополнительных поломок. Поэтому высокое октановое число не свидетельствует о превосходстве. Это касается только тех двигателей, которые рассчитаны на такое топливо.